ЧЕХОВ И ЛЕВИТАН - Л.Бусловская


«Величайшему художнику от величайшего писателя…»


Такую надпись сделал А.П.Чехов на своей книге «Остров Сахалин», которую подарил И.И.Левитану. Они были ровесниками и познакомились еще в студенческие годы. Но особенно душевной стала дружба писателя и живописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето в подмосковной усадьбе Киселевых Бабкино. Только что переживший кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью неудачной), Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннюю дружескую помощь. Сохранилось немало воспоминаний о царившей в Бабкино целительной атмосфере любви к природе, живому слову и искусству, о совместных чтениях стихов Пушкина и сатиры Салтыкова – Щедрина, музыкальных вечерах, прогулках на природе, о веселых играх, организатором которых был неистощимый в своем остроумии Антон Павлович.

Правда, в 1892 году был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, омрачивший их отношения, связанный с чеховским рассказом «Попрыгунья». В сюжете этого рассказа Чехов использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова. Левитан нашел в этом рассказе обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил, говорят, даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Но прошло время и тоска по другу не давала ему покоя. И когда 2 января 1895 года заехала к Левитану Татьяна Куперник, молодая писательница, и предложила ему поехать с ней в Мелихово к Чеховым, « Левитан бросил кисти, вымыл руки, и через несколько часов мы подъезжали к Мелиховскому дому, - вспоминала много лет спустя Т.Л. Щепкина – Куперник. И вот мы подъехали к дому, залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся кто со мной, - маленькая пауза – и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки – и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, о погоде, о Москве… будто ничего не случилось». Друзья вновь обрели друг друга. Крепче, душевнее стала дружба, и Левитан сиял от счастья, когда Чехов, наезжая в Москву, приходил к нему в мастерскую. Их самые сердечные отношения сохранились до конца дней художника.
Необычайно близкими оказались Чехов и Левитан и в каких-то сокровенных основах своего мироощущения. Работы Левитана, позволяющие ощутить высокую этическую основу, философскую глубину взгляда художника на мир, сопоставимы с образами Чехова, часто выражавшего свои сокровенные мысли и чувства через пейзажи, близкие левитановским. Так в рассказе «Человек в футляре» пошлости и мелочам обывательского быта противостоит красота, бесконечность природы и вызываемых ею чувств и мыслей. « Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кратка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно.» Еще более чувство красоты ночной природы и высокая «чеховско – левитановская этика в рассказе « В овраге», где героини в скорбную минуту верят, что, « как ни велико зло, все же ночь тиха и прекрасна, и все же в божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и все на земле только ждет чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью…» 

Умер Левитан в 1900 году. Чехов потерял близкого друга и родного человека. Чехов, как никто другой, знал Левитана, но он так и не оставил о нем никаких воспоминаний… Возможно что писатель не хотел раскрывать и выставлять публике то близкое и трогательное, что связывало величайшего писателя и величайшего живописца. А. возможно, Антон Павлович считал, что никто не расскажет о Левитане лучше, чем его произведения… В ялтинском доме бережно хранились работы Левитана, напоминавшие ему о друге, и сегодня несколько работ Исаака Ильича украшают кабинет Чехова в Доме – музее писателя. 

Заведующая научно – просветительным отделом
Дома – музея А.П.Чехова в Ялте
Л.Бусловская