Дневник конференции "Чеховские чтения в Ялте" - 1 октября 2020 года

Секция "Музеи. Архивы. История" и онлайн-сессия конференции


Четвертый день работы конференции «XL Чеховские чтения в Ялте» секцию «Музеи. Архивы. История» открыл доклад Марины Васильевны Волковой (Москва), представившей обзор документов архива Российской государственной библиотеки Дома-музея А.П. Чехова в Ялте. В связи с тем, что в 1926 году Дом-музей А.П. Чехова перешел в ведение Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (ГБЛ) (ныне РГБ), в этом архиве хранятся личные дела сотрудников музея, планы, отчеты, ходатайства, автобиографии, удостоверения и др. Среди них документы Марии Павловны и Михаила Павловича Чеховых. Докладчик рассказала также об истории создания библиотеки и самоотверженной работе ее хранителей в годы ВОВ.

Далее результаты своих исследований представила Наталья Федоровна Иванова (Великий Новгород) « Здесь все началось…» (М.П. Чехова и И.А. Бунин). В докладе сделана попытка раскрыть тайну отношений И.А.Бунина и М. П. Чеховой с привлечением архивных материалов, переписки и мемуаров, а также представлена одна из версий возникновения загадочного подарка Марии Павловне Чеховой – золотого  кулона с бриллиантами с цифрой «13».

Следующий докладчик Ольга Борисовна (Углич) Полякова обратилась «К вопросу сохранения памяти о семье Чеховых в Угличе». Ольга Борисовна рассказала о пребывании и деятельности Михаила Павловича Чехова в ее родном городе. Здесь он познакомился с будущей женой О.Г. Владыкиной, трудился над изданием детского журнала «Золотое детство», руководил драмкружком. В Угличском государственном историко-архитектурном и художественном музее хранится старинный дубовый сундучок – дар М.П. Чехова музею и подписка его журнала «Золотое детство» за один год.

Галина Михайловна Евтушенко представила доклад «А.П. Чехов об эпидемии холеры 1892 года: «На 25 деревень – я один». Докладчик сделала выборку из писем самого А.П. Чехова, в которых он упоминает о холере и о врачебных сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться во время борьбы с этим недугом.

После перерыва секцию продолжили сотрудники отдела «Дома-музея А.П. Чехова в Ялте» и Центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова. Ольга Олеговна Пернацкая в докладе «Инструменты DataScience для социально-гуманитарных исследований» представила инструменты для исследовательского поиска и извлечения данных из описаний предметов Госкаталога музейного фонда Российской Федерации.

Следующей выступила Ольга Геннадьевна Гармасар с докладом «Крымские страницы жизни архитектора Ф.О. Шехтеля сквозь призму общения с семьей Чеховых», в котором акцент был сделан на переписке Ф.О. Шехтеля с сестрой А.П. Чехова Марией Павловной.

Ирина Сергеевна Ганжа представила редкое издание из библиотеки А.П. Чехова, связанное с деятельностью Московского Художественного театра. Поэтично было сформулировано название доклада: « Здесь муза Чехова парит незримой тенью…» (« Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности» Москва, 1913).

Завершающим в данной секции стал доклад Натальи Владимировны Пашко: «История Дома-музея А.П. Чехова в Ялте: автографы». Докладчик рассказала о книге отзывов, которую завела сестра писателя М.П. Чехова и представила самые разные категории отзывов почетных посетителей: актеров МХТ, врачей, поэтов, современных знаменитостей.

После перерыва успешно состоялась онлайн-сессия конференции, на которой свои доклады смогли представить исследователи, которые не смогли лично приехать в Ялту. В ходе двух онлайн-сессий «Чехов и современный литературный процесс. Творческий метод Чехова. Поэтика. Интертекст.» и «Драматургия и опыты ее прочтения» прозвучало 12 докладов: Молнар Ангелики (Дебрецен, Венгрия) «Дом, дорога, птица, легенда (общие мотивы в повестях А.П. Чехова «Степь» и М. Месёя «Высокая школа»); Кореньковой Татьяны Викторовны (Москва) с докладом о преломлении тургеневской традиции в творчестве Чехова: «Коллизия «казалось – оказалось» в поэтике повести Чехова «Скучная история»; Шишкина Андрея Геннадьевича (Екатеринбург) «Новое прочтение Чехова: опера «Три сестры» на сцене театра «Урал Опера Балет»; Дубининой Татьяны Геннадьевны (Москва) «Тургеневский код в драматургии А. П. Чехова»; Григорян Гоар Артуровны (Москва) «Клара Милич» И. С. Тургенева и «Черный монах» А. П. Чехова: интересные сближения; Паэгле Натальи Михайловны (Екатеринбург) «Чехов и Мамин-Сибиряк: два писателя одной эпохи»; Авдеевой Надежды Петровны (Саратов) «Роль внутренней речи персонажей в создании подтекста в прозе Чехова»; Регеци Ильдико (Венгрия) «Текст Чехова как текст жизни. «Антитеатральная» постановка «Чайки» венгерского режиссера Арпада Шиллинга»; Корниенко Алины Владимировны (Париж, Франция) «Психодраматическое наследие А. П. Чехова в «театре слова» Ж.-Л. Лагарса»; Вашингтон Надежды Владимировны (Франция) «Философия Деррида и современная театральная практика: деконструкция чеховского текста на примере спектакля «Три сестры»; Гавриловой Натальи Владимировны (Москва) «Тенденции в интерпретации пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в современном театре»; Анохиной Юлии Олеговны (Москва) «Чайка» Маргариты Тереховой. На этом основная часть конференции завершилась.

Текст: О. Г. Гармасар

Фото: Е. Е. Рачкова