Дому-музею А.П. Чехова в Ялте – 99 лет
Фондовое собрание музея за последний год пополнилось новыми экспонатами
«Главным образом, это предметы периода конца XIX-начала ХХ века. Однако только на первый взгляд может показаться, что музей заинтересован лишь в предметах старины», - обратил внимание главный хранитель Крымского литературно-художественного музея Владислав Кожин, отметив, что поступают и современные графические и живописные работы именитых мастеров изобразительного искусства, а также книги, составившие новые этапы чеховедения и пушкинистики.
Кроме того, по его информации, формируются и фонды научной библиотеки музея, начало которой положила ещё сама Мария Павловна Чехова – сестра великого русского писателя, директор и хранитель Дома-музея на протяжении более чем 35 лет. «Мы и сегодня продолжаем её традиции», - заверил главный хранитель.
Предметы, поступившие в музей, по словам Владислава Кожина, всегда имеют свою особенную, подчас необычную, многогранную историю – легенду. «Их касались руки современников А. П. Чехова, они становились свидетелями драмы времени, Гражданской и Великой Отечественной войн и, пережив всё, попали к нам в музей, чтобы поделиться своей историей с посетителем, получить научную атрибуцию и стать элементом культурного достояния Родины», - подчеркнул он и уточнил, что есть среди предметов, поступивших в 2019 году, есть уникальные артефакты, переданные родственниками людей из чеховского окружения.
Владислав Кожин также добавил, что комплектование фондов музея, выявление в быту предметов, отражающих эпоху, её дух, было бы невозможно без участия дарителей – неравнодушных к истории людей, сохранившими вещи прошлых лет и решившими поделиться ими с музеем. «Их имена навсегда будут запечатлены в летописи музейной жизни», - пообещал главный хранитель.
Он рассказал, что давний друг музеев Крыма Леонила (Лина) Георгиевна Вислобокова - архитектор, член Союза архитекторов СССР, дочь знаменитого капитана дальнего плавания Георгия Ивановича Вислобокова передала в музей более 140 работ - своих, а также своего мужа В. Ф. Стемпинского и дяди В. К. Змиевского, которые также были видными архитекторами. Поступившие в музей художественные работы, созданные в период с 1950-х до настоящего времени, выполнены на высочайшем профессиональном уровне, с авторским подходом к восприятию и отображению действительности.
Также Лина Георгиевна передала в музей уникальные закладки ручной работы, привезённые В. К. Змиевским из Китая. Подлинные произведения декоративно-прикладного искусства, они украшены тончайшей китайской акварелью в народной технике.
В апреле 2019 года Татьяна Николаевна Барская - журналист, краевед, член регионального Союза писателей Республики Крым, лауреат премии им П.П. Чехова, передала в дар музею ценные вырезки из «Курортной газеты» и газеты «Сталинское знамя» за 1941-1957 гг. «Эти фрагменты отражают страницы целой эпохи и представляют несомненный исторический и краеведческий интерес, поскольку содержат публикации Марии Павловны Чеховой, посвящённые её общественной деятельности на посту депутата Ялтинского городского совета», - поделился главный хранитель.
Преподнесла в дар музею картину и Наталья Степановна Яровая - дочь знаменитого мариниста Степана Калиновича Ярового (1913-1988), крымский художник, маринист, мастер пейзажа и натюрморта, давний друг музея-заповедника.
Профессиональную копию уникального снимка из архива Ксении Васильевны Жуковой, многолетней научной сотрудницы Дома-музея А. П. Чехова в Ялте и «соратника» М. П. Чеховой в годы войны, преподнесла в дар музею её дочь Н. П. Жукова. Фотография воспроизводит оригинал Ф. П. Орлова, выпущенный ограниченным тиражом в конце XIX века, что делает его чрезвычайно редким – на нём изображена дача К. М. Иловайской «Омюр» в первые годы своего существования. «Как известно, именно здесь прожил А. П. Чехов целых 6 месяцев, написал несколько рассказов, принял решение окончательно остаться жить в Ялте и совершил купчую на участок в Аутке», - напомнил Владислав Кожин.
А жительница Томска, преподаватель с многолетним стажем Светлана Леонидовна Бершевская подарила музею часть архива и предметов, принадлежавших семье Иловайских, потомком (пра-правнучкой) которых она является. Это удивительное наследие является настоящим кладезем информации для исследователя. Ей были переданы фотографии, уникальные образцы мемориальной культуры семьи Иловайских, близких знакомых
Чехова, а также лиц, связанных с этой семьёй. «Фотографии отражают быт, эпоху, моды и нравы конца XIX - начала XX века, а кроме того среди собрания отдельно выделяется снимок интерьера гостиной дачи «Омюр», где Антон Павлович жил в 1898-1899 годах», - пояснил главный хранитель.
Также, по его мнению, стоит отметить уникальную фотографию на кабинетном паспарту, запечатлевшую певицу Аделину Патти (1843-1919) с племянницей Эмили Джексон. «С семьёй Иловайских их связывала долгая дружба, не прекратившаяся и после революции. Аделина Патти много способствовала детям К. М. Иловайской, была самой известной оперной дивой XIX века, составившей в истории оперы целую эпоху. Голосом Патти восхищались Толстой, Чайковский, Верди, упоминается она и в рассказах А. П. Чехова, как образец высшего искусства. Патти посвящены повести В. Пикуля и А. Цветаевой, которой С. П. Иловайский приходился дальним родственником», - рассказал Кожин.
Поступили от неё в музей и уникальные предметы быта. В частности, шкатулка из дерева, обтянутая кожей, изготовленная во Франции в первой половине XIX века, является уникальным предметом быта в стиле «бидермайер» и, предположительно, изначально была предназначена для хранения карточных принадлежностей из кости и перламутра. А веера - черепаховый в футляре с инициалами «К. И.», костяной с инициалами «А. Р.» и чёрный с гравировкой «A. Patti ‘79» - были подарками К. М. Иловайской от певицы Аделины Патти и представляют собой тонкие произведения декоративно-прикладного искусства ручной работы середины - последней трети XIX века.
Еще один дар - тарелка десертная, английская последней трети XIX века из семейного столового сервиза Капитолины Михайловны и Степана Павловича Иловайских, купленного во время поездки главы семьи в Англию в 1881 году.
В числе памятных вещей от этой семьи есть и уникальные документы – визитная карточка «Степанъ Павловичъ Иловайскiй» с автографом хозяина чёрными чернилами и карточка почтовая «Craig-y-Nos, Madame Patti's home», на лицевой стороне которой - цветное изображение пейзажа с замком, принадлежавшего знаменитой певице Аделине Патти (1843-1919) (по фотографии до 1891 года), а на белых полях написан текст синими чернилами рукой М. С. Иловайского на английском языке (в письме выражается благодарность за предыдущие письма, ожидание приезда в Париж под Рождество и наилучшие пожелания адресату). Открытка адресована племяннице А. Патти Эмили Джексон в Париж под Рождество 1905 года. Также поступили книги с оттисками печати К. С. Иловайского и дарственными надписями С. П. Иловайскому – из их фамильной библиотеки.
«В конце 2019 года музейное собрание пополнилось ещё одним уникальным предметом: жительница Ялты Ольга Юрьевна Софолова передала в дар большой шкаф в стиле «грюндерцайт», - рассказал Владислав Кожин и добавил, что шкаф, по владельческой легенде, - из меблировки особняка супруги архитектора Николая Петровича Краснова, Анны Михайловны Красновой.
Существует предположение, что русский и югославский архитектор, будущий главный архитектор Ялты Н.П. Краснов в юности поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества благодаря знаменитому меценату и владельцу курорта в Гурзуфе П.И. Губонину, который был одним из владельцев дома А.-Э. де Ришелье, где в 1820 году гостил А. С. Пушкин, а сейчас располагается отдел нашего музея-заповедника. А над постройкой Ливадийского дворца Краснов работал совместно с Л. Н. Шаповаловым - архитектором ялтинского дома писателя А.П. Чехова. Все эти факты говорят о том, что личность Николая Петровича Краснова косвенно связана и с историей музея-заповедника, а шкаф, время создания которого датируется ориентировочно 1890-1910 годами, оказывается интересным связующим звеном этих времён и судеб и станет значимым дополнением к экспозиции в отделе «Чехов и Крым».
Позже шкаф принадлежал архитектору З. В. Перемиловскому, который много работал в послевоенной Ялте на благо города, по его проектам построен и административный корпус на территории Дома-музея А. П. Чехова, а также благоустроен Приморский парк, возведена известная всем Колоннада.
Также, в ноябре 2019 года дарителем выступил известный российский кинорежиссёр и сценарист Андрей Анатольевич Селиванов, который ставил спектакли в Лондоне и Сеуле, преподавал в Южной Корее, сотрудничает с ведущими российскими телеканалами. Он преподнёс музею четыре экземпляра русских еженедельных журналов начала чеховской поры, задействованные им в съёмках проекта, в котором принимал участие и «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник». В их числе - три номера «Родной речи», выпущенных в начале ХХ века, а также
Журнал «Нива» с приложениями издательства А. Ф. Маркса в С.-Петербурге, который позиционировал себя как издание для семейного чтения и был ориентирован на широкий круг читателей. В нем публиковались литературные произведения, исторические, научно-популярные и различные юбилейные очерки, репродукции и гравюры картин современных художников. Причем материалы политического и общественного содержания давались в «благонамеренном» духе и сопровождались многочисленными иллюстрациями — до начала XX века обычно гравюрами, а затем фотографическими обзорами. Этот журнал интересен как предмет быта и литературно-художественный объект времён А.П. Чехова, но особенно — как продукция издательства А. Ф. Маркса, издателя, которому А.П. Чехов в 1899 году продал собственность на свои произведения - уже написанные и те, которые будут написаны в течение двадцати последующих лет.
«По доброй традиции, ежегодно, наш музей в свой день рождения рассказывает о пополнении фондового собрания. К сожалению, в связи с вынужденной самоизоляцией, культурно-массовое мероприятие мы были вынуждены отменить, но при этом мы с радостью делимся информацией о пополнении удаленно», - резюмировал главный хранитель и выразил уверенность в том, что уже в следующем году, при поддержке Министерства культуры Крыма, Дом-музей массово отметит свой вековой юбилей.
«Мы искренне благодарны нашим дарителям – друзьям нашего музея за оказанную помощь, ведь вместе мы изучаем и сохраняем нашу
историю», - подчеркнул Владислав Кожин и выразил надежду на то, что к 100-летию фондовое собрание музея пополнится новыми, уникальными экспонатами.