Настенные календари в спальне А. П. Чехова

1 мая 1904 года А. П. Чехов последний раз переступил порог своего дома в Ялте, не зная, что он больше сюда не вернется


1 мая 1904 года А. П. Чехов последний раз переступил порог своего дома в Ялте, не зная, что он больше сюда не вернется. Но остался дом и предметы, которые окружали Антона Павловича при жизни. В самом тихом уголке его дома, в спальне, над кроватью писателя висит календарь стенной, отрывной, с верхним листочком на 27 мая 1904 года (четверг). С него А. П. Чехов сам срывал листочки, а после отъезда мать пи­сателя Евгения Яковлевна сорвала несколько лист­ков и остановилась на 27 мая. Это число и осталось на календаре. Прикреплен он к белому с золотой полоской паспарту. В верхней части его картинка. На переднем плане 2-х колесная повозка с запряженной лошадью, у головы которой мужская фигура. Двое мужчин на повозке.  На втором плане деревья и дома. Календарь окантован в футляр под стеклом.

Рядом с календарем 1904 года висит еще один стенной отрывной календарь поменьше. Привезен сюда женой А. П. Чехова Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой, после его смерти жившей во время своих приездов в Ялту в этой комнате до тех пор, пока не был орга­низован Дом-музей (1921 год).

Календарь скреплен сверху тонкой металлической пластинкой и массивной скрепкой. Верхний лист на 8/21 августа 1907 года (среда). Приклеен к коричневому паспарту с рисунком в овале. На переднем плане дерево и куст, зеленое поле, вдали дома и мельница-ветряк. Заключен в деревянный футляр со стеклом.

В изголовье кровати висит стенной календарь 1904 года, приложение к журналу «Нива» за 1904 г. А. П. Чехову понравилось в нем изображение символических четырех времен года. Сверху в центре напечатано «Календарь Нивы» и между этими словами в медальоне «=1904=». Ниже в трех рамках на охристом фоне отпечатаны числа по месяцам, с указанием религиозных праздников и святых. Нижнюю часть листа занимают бытовые сценки, отражающие 4 времени жизни человека. С боков в рамках отпечатаны «Такса гербового сбора» и «Такса почтовых посылок от Спб». У нижнего края в 4 вытянутых рамках картины природы: зима, весна, лето, осень. Окантован под стекло.

Журнал «Нива» издавался 48 лет (с 1869 по 1918 гг.). До 1904 года его редактором был А. Ф. Маркс. Ему с блеском удалось выполнить изначально поставленную задачу - создать журнал для семейного чтения, охвативший самые широкие читательские круги.

Начиная с1891 г. в качестве бесплатного приложения к журналу издавались собрания сочинений известных русских и иностранных авторов, олеографии, модные выкройки (журнал-приложение «Парижские моды»), календари и художественные альбомы. Благодаря высокому уровню печатавшихся произведений и низкой цене на подписку (по состоянию на 1903 год один номер — 25 копеек без доставки, 30 — с доставкой), журнал обрёл популярность и самый высокий тираж среди всех журналов России.

Читатели журнала смогли бесплатно получать «Полные собрание сочинений» русских и иностранных классиков: М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, Г. И. Успенского, И. А. Гончарова, Д. И. Фонвизина, Д. В. Григоровича, Ж. Б. Мольера, Э. Ростана, Г. Гейне, М. Метерлинка, О. Уайльда и др. Выпускались собрания сочинений и вне серии – А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. К. Толстого, К. М. Станюковича, Я. П. Полонского и др.

В 1903 году подписчики могли получить Полное собрание сочинений А. П. Чехова в 16-ти томах в мягком переплете. По желанию, можно было в редакции журнала заказать твердый переплет.

Не меньше привлекали внимание читателей «Нивы» и иллюстрации журнала. Сначала это были, как правило, репродукции с картин западноевропейских художников, но затем все чаще и чаще стали помещаться и репродукции с картин русских мастеров живописи, в том числе передвижников. Марксу удалось привлечь к сотрудничеству И. К. Айвазовского, А. Н. Бенуа, В. В. Верещагина, Л. О. Пастернака, И. Е. Репина, И. И. Шишкина, И. Э. Грабаря.

Разнообразие публикаций по содержанию, многочисленные рубрики, способные удовлетворить читателей разного уровня образованности, четкий шрифт, великолепные, умело подобранные иллюстрации - все это позволило выполнить цель, поставленную Марксом, и создать семейный, домашний журнал, очень популярный в России.
Таким образом, журнал «Нива», несомненно, являлся одним из самых первых в истории России источников такого грандиозного явления, которое в наши дни получило название «масс-медиа».