Сирень Бориса Балтера

Эту обыкновенную сирень, у верхней дорожки Чеховского сада, писатель Б. Балтер посадил, будучи гостем Чеховского музея в Ялте, в самом начале 70-х годов прошлого столетия.


Помогал ему в этом Юрий Сергеевич Турчик, начавший тогда работать в музее заведующим научно-просветительного отдела.


Друзья были участниками Великой Отечественной Войны, знали с молодости друг друга и оставались верными друзьями до конца своих дней.

Борис Балтер стал у нас особенно известен в середине 60-х, как автор повести «До свидания, мальчики», вскоре экранизированной на Мосфильме.

Многие из тех «мальчиков», ушедших на войну в 41-ом после окончания школы, так и не вернулись домой.

Домом Борис Балтер считал свою родную Евпаторию. Ялта оставалась для него излюбленным местом встреч с друзьями.

Среди них был известный советский поэт Григорий Поженян, который часто захаживал из Дома творчества писателей в Чеховский дом к своему другу Юре Турчику. В 60-е он тоже отметился в кино своим фильмом «Прощай», посвящённым Отечественной Войне.

В этих встречах фронтовиков стал принимать участие и обретавший тогда свою славу бард Булат Окуджава. Дом Чехова объединял и сближал в мирном времени творческих людей, прошедших тяжёлые испытания войной.

В один из приездов в Ялту Балтер попросил своего друга Юрия Турчика помочь ему в посадке куста сирени в Чеховском саду. Потом друзья часто гордились этой посадкой и тайно подводили к сирени своих друзей и знакомых, будто извиняясь перед Антоном Павловичем за своё своеволие в его саду.

Не стало Бориса Балтера, не стало Юрия Сергеевича. Последний уволился из музея вскоре после капитального ремонта, проведённого в конце 70-х Министерством культуры СССР, в ведении которого и оказался вскоре музей. Так тогда выполнялось Завещание Марии Павловны Чеховой: никогда не оставлять музей без столичного внимания.

Сирень, незаметно посаженная, незаметно ушла в тень. Но почему-то крепко держалась за чеховскую землю в саду. Новые поколения сотрудников музея стали предполагать, что это – давняя и забытая чеховская посадка.


Но давняя посадка сирени явно выдавала непрофессионализм садовника. Рядом хвойные деревья, кипарисы, их густая тень лишала сирень солнца.

Сильно ослабленное растение подвергалось постоянному истреблению пильщиком – вредителем, который истреблял внутреннюю часть стебля.

Борьбу с вредителем балтеровской сирени, верно и настойчиво, годами вела Ирина Николаевна Виноградова, заведующая отделом садово-парковых работ и защиты растений ялтинского Дома-музея А. П. Чехова.

Второе рождение сирени теперь очевидно. Свежие молодые побеги и новые ветки сирени заново вернулись из небытия. Так куст выглядел при своём рождении. И вот, через десятилетия, его второе рождение! Куст сирени Балтера вернулся в сад и словно машет своими робкими ветками чеховским деревьям и кустарникам дорогого всем нам сада Антона Павловича.

Николай Алипов, член Союза писателей России, научный сотрудник ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник».