Статья к 160-летию «…чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно…»
Можно благоговеть перед умом Толстого.
Восхищаться изяществом Пушкина.
Ценить нравственные поиски Достоевского.
Юмор Гоголя. И так далее.
Однако похожим быть хочется только на Чехова
Сергей Довлатов
В современном культурном пространстве А. П. Чехов занимает достойное место среди самых заметных фигур мирового уровня.
За 25 лет литературного творчества им было создано более 500 различных произведений (это и юмористические миниатюры, и серьёзные рассказы, повести, и пьесы). Многие из них переведены более чем на 100 языков (причем целый ряд переведен еще при жизни автора). Сегодня Чехов – один из самых известных писателей, чьи произведения по количеству публикаций и экранизаций занимают второе место среди всех классиков мировой литературы, а пьесы представлены на сценах театров Европы, Азии, Америки и Австралии.
А. П. Чехов – лауреат Пушкинской премии Академии наук (1888 г.), Грибоедовской литературной премии (1902 г.), почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900–1902 гг.).
Мировой общественностью широко отмечаются юбилейные и памятные даты, связанные с его именем.
29 января 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения писателя.
Что же ставит этого человека на столь высокий пьедестал? Валерий Дружбинский, российский писатель и публицист, как-то сказал: «Он шел своим путем, один на один со своей совестью, и совесть эта ни разу не увела его в сторону, не позволила написать ни строчки, которой бы устыдился впоследствии — строгая совесть духовно чистого человека» [5].
Забота о человеке и любовь к людям были потребностью его души — души врача и писателя-гуманиста, о чем современный литературовед и критик И.Н. Сухих в одном интервью сказал так: «Жизнь Чехова – успешно доказанная нравственная теорема». В записной книжке Антона Павловича есть фраза: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». И этому служению была посвящена вся его жизнь.
Он родился в семье таганрогского купца-лавочника, бывшего крепостного и очень рано познал цену труда, – то помогая в бакалейной лавке отцу, то занимаясь репетиторством. Потом изучал медицину в Московском университете и работал земским врачом, что впоследствии дало ему понимание истинной сущности человеческой личности во всех ее проявлениях. В качестве практикующего доктора Чехов получал обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Благодаря его «медицинскому ви́дению» в русской литературе появилась целая галерея неповторимых чеховских образов. Как истинный врач и гуманист, Чехов всем своим творчеством учил внимательному и бережному отношению к каждому человеку.
Побывав в 1890 г. в самом удаленном уголке империи — на Сахалине, где «…вставал каждый день в 5 утра, ложился поздно... …объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым...», писатель составил больше десяти тысяч переписных карточек. Фактически он провел в этом удаленном уголке Российской империи полную перепись населения и впервые во всеуслышание сказал в книге «Остров Сахалин» свое Великое Слово Правды о жизни этого покинутого Богом острова. Впоследствии еще много лет писатель отправлял посылки с так необходимыми для сахалинских ребятишек книгами.
В 1891-1892 гг. в качестве земского врача участвовал в борьбе с эпидемией холеры: один, без помощников, обслуживал 25 деревень, 4 завода и монастырь. Проживая в Мелихове (1892 -1899 гг.), доктор Чехов ежегодно совершенно бесплатно принимал более тысячи больных крестьян и снабжал их лекарствами. Результатом усилий А.П. Чехова было также открытие в 1903 г. в Ялте пансиона для малоимущих чахоточных больных, на что из его личных средств было выделено пять тысяч рублей, а после, еще на протяжении ряда лет на средства его и сестры, Марии Павловны, содержалась целая палата чахоточных больных. Много времени и усилий отдано писателем для спасения профильного медицинского журнала «Хирургия». Он сумел добиться, чтобы в Москве была выстроена клиника кожных болезней.
В 1892-1893 гг. он «работал на голоде» в Воронежской и Нижегородской губерниях, где организовал сбор средств на пользу голодающих. Хлопотал об устройстве в Крыму первой биологической станции.
Заботился также и о «делах духовных» - жертвовал и на греческую церковь и на татарскую мечеть в Аутке. При этом успевал помогать не только людям: был членом Российского общества покровительства животных.
Занимаясь благотворительностью, писатель на протяжении ряда лет направлял немало своих усилий и средств в область народного просвещения.
Антон Павлович оказал огромную помощь родному городу Таганрогу в создании краеведческого музея: он лично посылал деньги и материалы для будущего музея (о чем просил других таганрожцев) и даже лично разрабатывал первый тематический план экспозиции музея. Он выступил инициатором создания в родном городе картинной галереи, куда был передан ряд работ из Петербургской Академии художеств. Основал в Таганроге общественную библиотеку, пожертвовав туда более двух тысяч собственных книг, а потом на протяжении четырнадцати лет непрерывно пополнял ее (согласно распоряжению писателя последняя партия книг была отправлена в Таганрог после 3 июня 1904 г.) Антон Павлович стал вдохновителем строительства нового здания библиотеки, для чего с его легкой руки практически всенародно собирались денежные средства, при этом сам писатель внес немалый материальный вклад, завещав учреждению капитал в сумме более полутора тысяч рублей, а в октябре 1899 г. он был официально избран попечителем библиотеки.
Антон Павлович стал одним из первых дарителей книг народной читальне Ялты, ставшей впоследствии Центральной городской библиотекой, носящей его имя. Хлопотал об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией и театром.
На свои средства писатель построил 3 образцовые школы для крестьянских детей в Серпуховском уезде Подмосковья — деревнях Талеже (1896 г.), Новоселках (1897 г.) и Мелихове (1899 г.), лично составляя проекты, заключая подряды, покупая строительные материалы, мебель и наглядные пособия. Материально поддерживал школу деревни Мухалатка (1899 г.), находившуюся недалеко от Ялты.
«Чем хата богата, тем и рада» – такую надпись можно прочитать на резном деревянном блюде, хранящемся сейчас в ялтинском доме А.П. Чехова. На нём крестьяне села Новосёлки поднесли писателю хлеб-соль, таким образом, выразив свою благодарность за построенную для их детей новую школу. Школа в Новосёлках была построена вместе с квартирой для учителя Н.И. Забавина, который после восторженно благодарил Антона Павловича, а тот, в свою очередь, писал учителю из Ниццы, что скоро пришлет для его квартиры еще и камин!
Избранный гласным в Серпуховское Земское собрание (1894-1897 гг.), Чехов особое внимание уделял общественному благоустройству, здравоохранению и просвещению, входил в состав нескольких комиссий, избиравшихся Серпуховским санитарным советом. В фондах Дома-музея писателя в Ялте хранится вырезка из газеты с сообщением о том, что при Солнышевской земской лечебнице Серпуховского уезда создано Благотворительное общество. В числе его учредителей – А.П. Чехов. В этот период Антон Павлович был назначен помощником предводителя дворянства Рюмина по наблюдению за начальными народными училищами. Став членом Талежского училищного совета, сообщал издателю А. Суворину 27 ноября 1894 г.: «Я назначен попечителем школы в селе, носящем такое название — «Талеж». Антон Павлович был также попечителем Чирковской сельской школы. Кроме того, осуществлял надзор над народными библиотеками при Хатунской и Вельяминовской школах Подмосковья.
Позже, уже став ялтинцем, он избирался в попечительские советы нескольких учреждений: Ялтинской женской гимназии (судя по архивным документам, был введён в его состав дважды: в 1898 и 1902 годах), а также Ялтинского уездного отделения Таврического епархиального училищного совета (о чем сообщение содержится в письме протоиерея Александра Терновского от 11 ноября 1899 г.), земских училищ в Аутке и Гурзуфе, а в мае 1901 г. был избран почетным членом Таганрогского окружного попечительства детских приютов.
Активная общественная работа А.П. Чехова была отмечена Серпуховским уездным земством, которое выразило ему в официальной бумаге благодарность, а затем Императорским указом ему был «пожалован» орден Станислава 3-й степени.
Усердиями Чехова в Таганроге был установлен памятник императору Петру Первому. Писатель сумел убедить знаменитого скульптора М. Антокольского в необходимости пожертвования статуи городу, им же была организована отливка и бесплатная доставка памятника из Марселя в Таганрог.
Благодаря Чехову, в Подмосковье, на реке Люторке, откуда население брало воду, было запрещено строительство кожевенного предприятия; построены колокольня и пожарный сарай для крестьян. Писатель содействовал прокладке шоссейной дороги на станцию Лопасня, ходатайствовал, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и добился открытия там почты и телеграфа, другими словами, стоял у истоков создания современного города Чехов.
Кроме того, в Подмосковье Антон Павлович организовал высадку тысячи вишневых деревьев, засеял голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
Своеобразным живым памятником писателю стал его необыкновенный ялтинский сад – «сад вечной весны». На участке площадью в 37 соток, купленном на окраине тогдашней деревни Верхняя Аутка, на месте старого заброшенного виноградника им были высажены цветы, кустарники, декоративные и фруктовые деревья, треть из которых сохранились в саду до сих пор. Как и мечтал Антон Павлович, его сад цветет в течение всего года, концентрируя в себе любимую чеховскую мысль об обновлении, движении времени и связи поколений…
В своей записной книжке Чехов как-то написал: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».
За очень непродолжительную жизнь, полную неустанной «поэзии труда», врач, писатель и гражданин А.П. Чехов сумел создать и оставить нам то, что мы по праву можем назвать Уроком Настоящей Человечности.
«...пройдут годы и столетия, и время сотрет даже самую память о тысячах тысяч живущих ныне людей. Но далекие грядущие потомки, о счастии которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе», – А.И.Куприн.
Автор статьи: Елена Владимировна Шумакова
Список использованных источников:
1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. Т. 1–30. М., 1974–1983.
2. Гитович Н.И. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. / Сост., подгот. текста и коммент. - М., 1986.-735с.
3. Деятельность Ялтинского благотворительного общества в 1903 году (по материалам дома-музея А. П. Чехова в Ялте) / Н.Г. Ничипорук // Культура народов Причерноморья. — 2014. — № 267. — С. 122-126.
4. Довлатов С.Записные книжки. «Соло на ундервуде. Соло на IBM» (сборник).1980. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livelib.ru/quote/17918-zapisnye-knizhki-solo-na-undervude-solo-na-ibm-sergej-dovlatov
5. Дружбинский В. Болезнь и смерть Чехова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chehov-lit.ru/chehov/bio/bolezn-i-smert.htm
6. Кузичева А.П. А.П. Чехов. Жизнь отдельного человека. — М.: «Молодая гвардия»,2010. — 848с.
7. Соболев Ю. Чехов. М., 1930. — 199с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/166939
8. Сухих И.Н. «Жизнь Чехова – успешно доказанная нравственная теорема» //Интервью ж. «Литература»,2010, №1.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lit.1sept.ru/view_article.php?ID=201000105
9. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. Т. 1. 1860–1888 / Сост. Л. Д. Громова-Опульская, Н. И. Гитович. М., 2000.- 512с.
10. Шубин Б.М. Доктор А.П. Чехов. – М.: Знание, 1977. -128с.