Выставка работ Петра Старикова в музее А.С. Пушкина в Гурзуфе

Проводится она при поддержке республиканского Министерства культуры в рамках цикла мероприятий, приуроченных к 200-летию пребывания А.С. Пушкина в Крыму


Поэзия была неотъемлемой частью жизни А.С.Пушкина, как и живопись для архитектора и художника Старикова Петра Андреевича. Художник пишет море, и поэт пишет о море.

Элегия «Погасло дневное светило…» первое стихотворение романтического периода в творчестве А.С.Пушкина и картина художника Морской бриз, 1990 года, Море у Судака, 1980-х годов, кажется, звучит, как и элегия. «Элегия» Крымский период Пушкина – август-сентябрь 1820 года, у П.А.Старикова с 1950-1990 гг. и как много написано Петром Андреевичем: море, шторм, бриз, солнце, лунная ночь.

Генуэсская крепость. 1980 год и Синий рейд, 1990 гг, как пушкинские строки из поэма «Таврида» «Прекрасны вы брега Тавриды, когда вас видишь с корабля…». Элегическое стихотворение «К морю» было написано Пушкиным в южной ссылке, в Одессе в 1824 году.

                                                    К морю

Прощай, свободная стихия!                                              Ты ждал, ты звал... я был окован;
В последний раз передо мной                                             Вотще рвалась душа моя:
Ты катишь волны голубые                                                 Могучей страстью очарован,
И блещешь гордою красой.                                                            У берегов остался я...

 

В элегическом разочаровании у Пушкина соединяются три различные жизненные сферы — философская, историческая и конкретно-биографическая, и взаимопроникновение этих сфер сохраняется и каждой строчке стихотворения.Образ  моря и у поэта и у художника символизирует не только мир человеческой души, но и судьбу. Она так же своенравно играет людьми, неся и радость, и неожиданную гибель.

Романтический образ моря, вольной, свободной стихии рождает в сознании людей,  которые видят картины и читают произведения-воспоминания.

В центре художественного произведения и картины  – Герой и Море. А мы наблюдаем за героями и зрительные, и слуховые образы становятся нам близкими и ощутимыми.

В морской  стихии нас  привлекают свобода, своенравие и властность. И картина Гроза над морем, 1990-х годов показывает эту свободу. Своенравие и властность.

Хочется сказать строками из стихотворения «Южный край» молодого поколения поэтов Крыма Байдур Дарьи, ученицы Краснокаменской  школы: 

О, здравствуй, Южный теплый край!

Дорога, вверх летящая жар-птицей,

На крыльях ветра уноси печаль,

Чтоб радость выходила за границы!

О, здравствуй, кипарисный край!

О, здравствуй море, теплый берег!

Младший научный сотрудник отдела "Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе" Лариса Севастьянова